Статьи — Мототехника

Как выбрать мотоблок

Мотоблок – практически незаменимая вещь для тех, кто занимается обработкой своего приусадебного участка. Эта компактная, но в то же время мощная сельскохозяйственная техника позволит заменить полноценный трактор на ваших шести сотках. При этом его стоимость в разы ниже, а условия хранения и обслуживания значительно более просты и доступны.

Применение мотоблока

Использовать мотоблок можно для решения различных задач в зависимости от наличия того или иного навесного оборудования. В большинстве случаев такую технику приобретают для распахивания земельного участка в весенне-осенний период. Здесь можно обойтись фрезами, получившими в народе название «гусиные лапки». Такое оборудование устанавливается на место колес и помогает прорыхлить почву перед посадкой урожая. Если же земля давно не обрабатывалась и уже прилично заросла сорняками дополнительно можно использовать плуг для глубокой вспашки. Его же применяют и для посадки сельскохозяйственных культур, например, картофеля. 

Также некоторые модели поддерживают и другие виды навесного оборудования:

  • косилки;
  • грабли;
  • пульверизаторы;
  • снегоочистители и т. д.

В этом случае сфера использования техники значительно расширяется – вы можете подстригать газон, сгребать листья или траву, распрыскивать удобрения или заниматься поливом, а также убирать снег зимой. 

Приобретя прицеп можно использовать мотоблок в качестве транспортного средства. Кататься с ветерком, конечно же, не получится, максимальная скорость обычно не превышает 10 км/ч, но для перевозки картофеля или дров такой вариант вполне сгодится. Кроме того, на этот вид транспорта не нужны права.

Стоит отметить, что не каждый мотоблок способен решать подобные задачи и многое зависит от выбранной модели, ее мощности и других характеристик.

Отличие мотоблока от культиватора

Часто неопытные дачники и садоводы путают два этих понятия. На самом деле оба устройства похожи по своему функциональному назначению, но у мотоблока набор выполняемых функций шире. В культиватор же обычно устанавливают двигатель меньшей мощности и не очень надежные цепной или червячный редукторы. Сам по себе он легче и поэтому с ним проще управляться во время работы. Но отсюда же и его недостаток – вспахать сильно заросший участок ему обычно не под силу. Культиваторы, как правило, выбирают для небольших ухоженных участков, где нет необходимости глубоко рыхлить землю.

Разделение мотоблоков на классы

Чтобы не запутаться в многообразии различных моделей, представленных на рынке, производители решили условно разделить всю технику на три класса: 

  • легкий; 
  • средний;
  • тяжелый.

К легкой категории относят модели с двигателем мощностью, не превышающей 6,5 лошадиных сил. Вес при этом может составлять от 50 до 70 кг. Если вы являетесь владельцев небольшого участка в пределах 7–10 соток, то такая техника вполне сможет удовлетворить ваши потребности. К основным преимуществам можно отнести низкий расход топлива и легкость сборки и обслуживания. С другой стороны – сфера применения такого мотоблока чаще всего ограничена вспашкой, и о покупке дополнительного навесного оборудования можно забыть. Плюс ко всему окультурить целину данная модель также не сможет из-за небольшого веса и мощности мотора.

Мотоблок среднего класса получает в свое распоряжение уже двигатель до 10 лошадиных сил и вал отбора мощности, к которому как раз и подключается большинство моделей навесного оборудования. Приобретя такую модель, владелец сможет использовать его не только для обработки грунта, но я для других важных работ на дачном участке. Да и с заросшей почвой он тоже справится.

Тяжелый класс довольно редко используют в частных домохозяйствах, так как мощность такой техники избыточна для обработки небольших участков. Тем не менее если в ваши планы входит обработка более 15 соток земли, а покупка трактора слишком дорогостоящее приобретение, то такая техника несомненно придется ко двору. В качестве двигателя здесь используются силовые агрегаты свыше 10 лошадиных сил и даже для поросшей бурьяном местности их мощности обычно достаточно.

Особенности конструкции мотоблока

Конструктивно любой мотоблок состоит из трех основных частей:

  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть.

В качестве двигателя почти 90 % моделей подобной техники работают на четырехтактных дизельных или бензиновых моторах. Для них характерна воздушная система охлаждения и лишь в редких случаях производители используют жидкостную. Рядом с двигателем располагается и топливный бак, его вместительность в большинстве случаев не превышает 6–7 литров, чего вполне хватает даже на несколько часов работы. 

С помощью трансмиссии происходит передача крутящего момента от силового агрегата к колесам и навесному оборудованию. Производители сегодня используют передачи различных конструктивных видов, некоторые из которых включают в себя вал отбора мощности, а некоторые ограничиваются лишь приведением в движение колес.

Ходовая часть представляет собой жесткий каркас, на который устанавливаются другие агрегаты, а именно двигатель, трансмиссия, а также колеса. Иногда в конструкции рамы мотоблока предусмотрены специальные «грузики» для увеличения веса техники, чтобы она могла лучше обрабатывать заросшие участки земли. 

Выбираем двигатель

При выборе двигателя основную роль, как и в случае с подразделением на классы, играет мощность силового агрегата. Чем больше лошадиных сил, тем больше расход топлива. Тем не менее даже самые мощные моторы редко потребляют свыше 2,5 литров на 100 км, поэтому если вы планируете обработку большой площади под посевы, то вряд ли станете экономить пару литров горючего и выберете менее производительную модель.

В качестве топлива двигатель мотоблока использует дизель или бензин. Как правило, первые экономичнее и имеют больший моторесурс, зато бензиновый агрегат дешевле и проще в обслуживании. В профессиональных фермерских хозяйствах предпочтение чаще всего отдают дизельным агрегатам, а вот среди частных домохозяйств явного лидера выявить сложно.

Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание при выборе двигателя – ширина захвата фрезы на вашей модели мотоблока. При этом нужно исходить из расчета что на 20 сантиметров ширины захвата фрезы у 4-тактного двигателя приходится одна лошадиная сила. Например, если ширина захвата составляет 85 сантиметров, то нужно брать мотор мощностью не менее 5 л. с.

Трансмиссия: редуктор, сцепление и передачи

Другой важный узел мотоблока – это его трансмиссия. Здесь производители вольны выбирать из нескольких вариантов, которые различаются по своей функциональности, стоимости и конечно надежности.

Для моделей тяжелого класса многие инженеры предпочитают устанавливать зубчатую передачу. Ее использование характерно для полноценных тракторов и соответственно она способна выдерживать большие нагрузки. Чаще всего в такой трансмиссии используются конические или цилиндрические шестерни. Она может иметь несколько скоростей, в том числе и заднюю. Несмотря на надежность блок шестерней редуктора требует регулярного обслуживания, по крайней мере постоянной смазки, иначе его компоненты будут быстро изнашиваться.

Использование зубчатой передачи на легких мотоблоках практически не встречается, здесь в основном устанавливают зубчато-червячную передачу, которая к тому же занимает меньше места. В ее составе работают сразу два редуктора – червячный и зубчатый. А подключение навесного оборудования происходит через отдельный вал. 

На некоторых моделях можно встретить ременно-зубчато-цепной вариант трансмиссии. Между двигателем и входным валом в этом случае за передачу крутящего момента отвечает ремень с натяжным роликом, играющие также и роль сцепления. 

И уже совсем редкостью является гидрообъемная трансмиссия. Переключение передач в таких моделях происходит плавно, за счет чего управлять мотоблоком становится на порядок легче. К сожалению, из-за дороговизны подобной конструкции, а также ее низкой ремонтопригодности она пока не пользуется особой популярностью ни у производителей, ни у покупателей.

Комплектация и навесное оборудование

При покупке мотоблока стоит внимательно изучить его комплектацию. Если вы приобретаете недорогую модель легкого класса, то помимо самой техники, можете рассчитывать разве что на две небольшие фрезы, устанавливаемые вместо колес. Это связано с желанием производителя предложить наиболее доступную цену на рынке, а значит минимизировать и собственные затраты. По сути, такие мотоблоки умеют лишь вспахивать землю на небольшую глубину, а следовательно дополнительное оборудование им без надобности.

Другое дело, если вы остановили свой выбор на модели тяжелого класса. И хотя стандартную комплектацию здесь также не назовешь богатой, помимо фрезы, вам могу предложить защитные крылья, но благодаря наличию вала отбора мощности вам становится доступен практически весь ассортимент навесного оборудования для подобного вида техники. Например, с помощью картофелекопалки вы значительно облегчите себе процесс сбора этой популярнейшей в нашей стране культуры. А если вы не хотите перекапывать собственный участок, а только лишь желаете избавиться от выросшего на нем бурьяна, то справиться с этой задачей поможет еще один вид навесного оборудования – роторная косилка. Выбор здесь поистине широк – набор щеток для уборки территории, снегоуборочные приставки, грабли, ковши, насосы для разбрызгивания удобрений и многое другое. В общем, при желании можно без труда превратить мотоблок в универсального помощника на все случаи жизни. Чем многие владельцы с удовольствием и пользуются.

Производители

Производством мотоблоков сегодня занимаются как отечественные, так и зарубежные компании, в том числе можно встретить на рынке и технику китайского производства. Кто-то напирает на высокое качество продукции и давнюю историю марки, другие же ставят во главу угла цену, а третьи пытаются найти оптимальный баланс между стоимостью надежностью оборудования. Среди такого многообразия предложений неискушенному потребителю немудрено и растеряться. 

Caiman

Мотоблоки Caiman являются результатом франко-японского сотрудничества и предлагают высокотехнологичные модели премиум-класса, способные работать с большим количеством навесного оборудования. В качестве двигателей в них устанавливаются бензиновые агрегаты Subaru. К основным достоинствам этих моделей можно отнести высокую производительность и низкий уровень шума. При одинаковых объемах они обладают значительно более высокой мощностью, чем их конкуренты. В модельном ряду производителя также есть относительно доступная линейка мотоблоков Vario, которые несмотря на невысокую цену легко справляются с участками большой площади.

Нева

Отечественный бренд появился на рынке в 2002 году, но мотоблоки с таким названием были доступны еще гражданам СССР и выпускались на заводе «Красный Октябрь» как первый серийный образец подобной техники. Сейчас «Нева» предлагает полноценный модельный ряд, большинство представителей которого относятся к бюджетному сегменту и тем не менее зарекомендовали себя как надежные и неприхотливый в эксплуатации мотоблоки. Так большой популярностью у покупателей пользуются модели МБ-1, МБ-2, а также МБ-23СД.

Weima

Мотоблоки Weima представлены на рынках сельскохозяйственной техники уже более 15 лет. Несмотря на то, что родиной бренда стал Китай, продукция компании ни в чем не уступает более именитым европейским аналогам. В модельном ряду компании представлено оборудование как для небольших домашних хозяйств, так и обширных фермерских плантаций. И на большинство моделей производитель предпочитает устанавливать мощные дизельные двигатели, вследствие чего большей популярностью мотоблоки Weima пользуются в первую очередь у владельцев участков площадью свыше 15 соток.

Stiga

Шведский производитель Stiga хорошо известен на европейском рынке. Это компания с более чем 80-летней историей производит технику для садоводов и огородников, в том числе мотоблоки и культиваторы. И хотя ассортимент в этом сегменте не слишком широк некоторые модели пользуются популярностью у покупателей благодаря своей универсальности и привлекательному дизайну. Например, SILEX 95 B, который имеет возможность подключение навесного оборудования. 

Pubert

Еще один производитель из Европы. Компания была создана еще в 1840 году и первоначально занималась выпуском плугов для местных аграриев. Изготовление мотоблоков было налажено в 1976 году и с тех пор Pubert значительно выросла, занимая на сегодняшний день почти треть мирового рынка различной садовой техники. Компания продает мотоблоки как под собственной торговой маркой, так и поставляет их другим производителям, в том числе Caiman или Husqvarna. Большинство мотоблоков Pubert оснащается шестеренчатым редуктором, а значит способны выдерживать высокие нагрузки в течение многих лет службы.

Ока

Российские мотоблоки Ока производятся на заводе «Калужский двигатель» с 1991 года. Компания преимущественно выпускает технику, относящуюся к среднему классу, чей вес обычно не превышает 90 кг. Помимо отечественных двигателей ряд моделей Ока комплектуется силовыми агрегатами от таких всемирно известных компаний как Honda и Subaru. Для удобства владельца и комфортной работы мотоблоки оснащаются регулируемой рулевой колонкой.

Скаут

Под данным брендом выпускает свою продукцию относительно молодая компания «Гарден Скаут». Несмотря на возраст она уже успела зарекомендовать себя как производитель надежной и качественной техники для сада и огорода и занять свою нишу на рынках России и стран СНГ. В модельном ряду Скаут можно встретить как легкие мотоблоки с мощностью двигателя 6,5 л. с., так и настоящих гигантов с мотором на 15 л. с. Также компания продает запасные части для своей техники и в случае необходимости владельцам достаточно лишь набрать номер сервисного центра.

Crosser

Техника Crosser производится в Китае и относится к бюджетному сегменту как по стоимости самих мотоблоков, так и запасных частей для них. Но доступная цена вовсе не означает низкое качество продукции. Наоборот – отзывы владельцев о моделях Crosser в большинстве своем положительные, покупатели отмечают их достойное качество и долговечность. Прежде всего мотоблоки производителя подойдут экономным садоводам и огородникам с площадью участка не более 10 соток. Они отлично справятся с его обработкой и помогут получить хороший урожай. А большой ассортимент навесного оборудования позволит превратить мотоблок в универсальное средство для работы на вашем участке.

Агат

Московский завод «Агат» работает уже на протяжении 50 лет и за свою историю, помимо выпуска мотоблоков, даже производил самолеты. Сегодня его основная специализация – малогабаритная техника для сада и огорода и навесное оборудование для нее. В ассортименте производителя предлагаются культиваторы с двигателями мощностью от 5 до 7 л. с., оборудованные шестеренчатыми редукторами. Еще одной особенностью моделей данной марки является низкорасположенный центр тяжести и возможность демонтажа не только колес, но и руля, что упрощает перевозку аппарата.

Мобил-К

Еще один отечественный бренд, начавший поставлять технику на рынок еще в 1988 году. Мотоблоки Мобил-К – это разработка отечественных инженеров, но их сборка осуществляется на автоматизированных линиях итальянского производства. Также компания активно сотрудничает с Subaru, Kohler и Honda, интегрируя их разработки в собственные изделия. Модельный ряд компании способен удовлетворить потребности широкого круга покупателей, включая в себя как недорогие модели с двигателями мощностью 6,5–7 л. с., так и представителей тяжелого класса с возможностью подключения навесного оборудования.

Сервис и обслуживание мотоблока

Использование малогабаритной техники для сада и огорода чаще всего носит сезонный характер. И если у вас нет снегоуборочной приставки, то большую часть года мотоблок простаивает в гараже. Перед сезоном его нужно подготовить к работе. Ничего сложного в этом нет, главная процедура – это замена масла в двигателе и редукторе. Марку нужной смазывающей жидкости вы можете посмотреть в техническом паспорте вашего оборудования. После этого достаточно слить отработанное масло и залить новое. Очень важно не напутать с объемом так как недолив приведет к износу подвижных деталей в двигателе, а избыток – к повышенному уровню давления в системе. Для этой цели используйте щуп, проверяя уровень масла по имеющимся на нем отметкам. 

В остальном же мотоблок не требует проведения каких-то сложных процедур обслуживания. Если же техника все-таки вышла из строя, то правильным шагом будет обращение в сервисный центр производителя. Там выполнят диагностику, выявят причину неисправности, а затем устранят ее. Многие производители имеют развитую сеть сервисных мастерских в нашей стране, поэтому ремонт не займет много времени.

Мотоблок надежный помощник для дачника и садовода. Эта малогабаритная техника может использоваться не только для обработки земли, но и для решения других важных задач – вывоза мусора с участка или уборки снега. Не занимая много места и не требуя каких-либо серьезных навыков от владельца, она поможет сделать ваше пребывание на даче или в загородном доме не только приятным, но и полезным. Главное в этом вопросе подобрать нужную технику, исходя из собственных потребностей и не переплачивать за излишний функционал.


Возврат к списку